1.12.13

Памяти Натальи Горбаневской

В списке контактов моей электронной почты «зеленый кружок» рядом с именем Натальи Горбаневской больше не светится.

Наталья Горбаневская
Наталья Евгеньевна Горбаневская умерла 29 ноября 2013 года.

В википедии о ней написано: русская поэтесса, переводчица, правозащитник, участница диссидентского движения в СССР.

С Натальей Евгеньевной меня познакомил ее сын Ярослав Горбаневский, корреспондент русской службы Международного Французского радио. В 2007 году наша Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» объявила сбор подписей под петицией в поддержку узбекской правозащитницы Умиды Ниязовой. Все, кто узнавал эту историю, были потрясены тем, что Умиду с помощью провокатора отправили за решетку в Узбекистане, а ее малолетний сын оказался в соседнем Кыргызстане. Умиде грозил длительный срок лишения свободы, а ее сын постоянно плакал и звал маму. Вскоре Наталья Горбаневская прислала короткое сообщение: «Поставьте мою подпись под петицией в защиту Умиды Ниязовой и сообщайте мне новости по этому делу, пожалуйста». А через несколько часов пришла подпись писателя и бывшего политзаключенного Владимира Буковского. Он объяснил, что получил нашу петицию от Натальи Горбаневской. И потом еще пришло несколько подписей со ссылкой на Наталью Евгеньевну.

И пока Умида Ниязова не вышла на свободу, Наталья Евгеньевна интересовалось ее историей и очень была рада, когда Умида и ее сын наконец оказались вместе.

В феврале этого года я отправила ей очередную петицию «Нет второй андижанской трагедии!». Мы с ней какое-то время обсуждали эту тему в чате, и снова она помогла нам собрать подписи диссидентов.

Каждый раз, обращаясь к ней за поддержкой, я понимала, что мне придется рассказать о причинах составления петиции и ее адресатах. Она не всегда соглашалась с нашими формулировками, выступала с конструктивной критикой. Для меня лично и для многих членов Совета нашей Ассоциации поддержка Натальи Евгеньевны была очень важна, ее уверенность передавалась нам. Она умела отстаивать позицию и была человеком принципа.

Я часто читала блог Натальи Горбаневской, чтобы узнать ее мнение о различных событиях. В моей библиотеке есть сборники ее поэзии; несколько стихотворений знаю наизусть.

Буду помнить о ней с благодарностью. Наталья Евгеньевна поддерживала нас в работе и в борьбе за освобождение узбекских политзаключенных. Она помогала нам, гражданам Узбекистана, ощущать силу общественного влияния на режим, для которого жизнь человека не представляет никакой ценности.

Наталье Горбаневская прожила трудную и легендарную жизнь.


Светлая память.