10.2.16

Узбекистан: работа правозащитника прервана

Уктам Пардаев

автор фото: Умида Ахмадова 
Отмените незаконные ограничения, применяемые против защитника прав человека

(Брюссель, 10 февраля 2016) - Узбекские власти должны немедленно прекратить преследование правозащитника Уктама Пардаева и отменить незаконные ограничения его фундаментальных прав, установленные органами внутренних дел, заявили сегодня Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» — AHRCA, Международное партнерство по правам человека — IPHR, Норвежский Хельсинкский комитет — NHC, и «Human Rights Watch». Пардаев является председателем Джизакского филиала  Независимой организации по правам человека в Узбекистане — НОПЧУ.

Он был задержан 16 ноября 2015 года, чтобы предстать перед судом по причинам, которые обычно считаются политическими, за деятельность, связанную с  мониторингом соблюдения прав человека, и был жестоко избит во время предварительного заключения. 11 января 2016 года, Дустликский районный суд Джизакской области рассмотрел дело Пардаева по обвинению по трем статьям Уголовного кодекса, предусматривающим преступления — оскорбление, мошенничество и получение взятки, он отрицает все обвинения. После шестичасового заседания суд приговорил его к трем годам заключения (условно), если он нарушит условия освобождения, то будет отправлен в тюрьму для отбывания срока наказания. Приговор гласит, что он должен ежемесячно отмечаться в местном отделении милиции.

«Освобождение Уктама Пардаева по приговору об условном лишении свободы выглядит формальным, — говорит Надежда Атаева, президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии». — Есть серьезные основания опасаться нового ареста. Усиленный надзор за ним не имеет законных оснований и направлен на ограничение свободного выражения мнения о нарушениях прав человека».

37-летный Пардаев известен работой по раскрытию случаев коррупции среди представителей местных властей и мониторингом принудительного труда взрослых и детей на хлопковых полях Узбекистана. Власти преследовали его за его мирную работу в течение многих лет, отказывая ему в выдаче выездной визы из Узбекистана по политическим мотивам. До своего ареста Пардаев говорил дипломатам и международным организациям, что местные власти увеличивают давление на него в форме постоянного наблюдения и преследования.

Как Пардаев сообщил в октябре «Human Rights Watch», он боится, что неминуемо будет арестован местным отделением Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ), которой боятся многие. Пардаев также сообщил, что спецслужбы вызвали для допроса его друзей и коллег, а также других людей, которые пытались помочь ему, угрожали им, в некоторых случаях их били.

1 февраля 2016 года Уктам Пардаев был вызван повесткой в Городское управление внутренних дел г.Джизака к инспектору по профилактике Тулкину Дусмурадову. Тот сообщил, что Пардаеву запрещается выезжать из Джизака и покидать дом после 22 часов. У правозащитника была взята подписка о невыезде. Одновременно инспектор Дусмурадов пригрозил ему новым арестом. Последние три недели Уктам Пардаев замечает за собой постоянное наблюдение со стороны сотрудников правоохранительных органов. Они следуют за ним везде, а когда он дома, то рядом стоит автомобиль спецслужб.

Суд может устанавливать условия, предусмотренные в приговоре, который он выносит, но милиция не обладает юридическим правом налагать такие ограничения. Однако Пардаеву сказали подписать бумагу, выражающую его согласие с этими условиями, которую он не мог не подписать, потому что инспектор угрожал ему повторным арестом, если он не выполнит эти условия.

«Уктам Пардаев остается под тотальным контролем исключительно за свою правозащитную деятельность, никакой угрозы для общества он не представляет, — говорит Брижит Дюфур, директор «Международного партнерства по правам человека» (IPHR)». — Крайне важно, чтобы узбекские власти расследовали заявления о жестоком обращении в хавастском изоляторе и положили конец такой практике».

С момента своего освобождения в январе Пардаев находится под постоянным наблюдением правоохранительных органов, которые следуют за ним везде и паркуют свои машины возле его дома, когда он находится дома, сообщил он Ассоциации «Права  человека в Центральной Азии». Братья Пардаева, Уткир и Шариф, также оказались под давлением. После того как Пардаев был освобожден из заключения, сотрудники органов политического сыска навестили соседей, друзей и знакомых братьев Пардаевых, расспрашивали их и оказывали на них давление, чтобы добиться компрометирующих сведений о братьях, сообщает Пардаев.

«Постоянное давление на Уктама Пардаева и его семью нарушает международные обязательства Узбекистана, и, очевидно, предназначено заставить замолчать одного из немногих оставшихся правозащитников Узбекистана, — сказал Мариус Фоссум, региональный представитель Норвежского Хельсинкского комитета в Центральной Азии. — Ташкент должен прекратить преследование Пардаева и обеспечить всем правозащитникам свободу и безопасность для беспрепятственного выполнения их работы, в соответствии с международными стандартами в области прав человека и международными обязательствами Узбекистана».

Первые 40 дней после задержания Пардаев содержался в дустликском следственном изоляторе, а затем, 26 декабря был переведен в хавастский изолятор в Сырдарьинской области. Там, по его словам, он был один раз жестоко избит, когда не успел одеться достаточно быстро.

Пардаев заявил, что намерен обжаловать свой приговор.

«В Узбекистане даже если злонамеренное судебное обвинение не приведет к тюремному заключению, оно будет использоваться, чтобы оправдать обвинение, препятствующее осуществлению основных прав человека, и заставить прекратить правозащитную деятельность, — сказал Стив Свердлов, исследователь по Центральной Азии при «Human Rights Watch». — Он не может добиться справедливости за боль и страдания, причиненные властями во время заключения, вместо этого Уктам Пардаев по-прежнему преследуются».